Какими будут последствия запрета на параллельный импорт Chery, Haval и Geely Ввозить в Россию автомобили официально представленных в стране автобрендов по параллельному импорту больше не получится: в октябре 2023 года правительство отменило эту меру. Что изменится и сколько будут стоить иномарки
Фото: Autonews
Запрет на ввоз по параллельному импорту автомобилей тех марок, которые официально представлены в России и свою деятельность не замораживали, заработал с 1 октября 2023 года. Чуть позже соответствующее постановление правительства появилось на портале официального опубликования правовых актов. Дилеры и эксперты рассказали, автомобилей каких марок это коснется, что будет с серыми поставками и как изменятся цены.
Почему параллельный импорт автомобилей отменили
Содержание статьи:
Разрешение ввозить автомобили любых марок без официального одобрения со стороны производителей заработало в России весной 2022 года. Таким образом в правительстве решили помочь насыщению рынка новыми автомобилями, доступ к которым оказался закрыт из-за «заморозки» большинства представленных в стране автокомпаний.
Фото: Autonews
В перечень доступных для ввоза по так называемому параллельному импорту включили:
Acura | MAN |
Aston Martin | Maserati |
Audi | Maybach |
Bentley | Mercedes-Benz |
BMW | MINI |
Bugatti | Mitsubishi |
Chrysler | Nissan |
Daimler | Porsche |
Ferrari | Renault |
General Motors (включая Buick, Cadillac, Chevrolet и GMC) | Rolls-Royce |
Honda | Scania |
Hummer | SEAT |
Infiniti | Skoda |
IZUZU | smart |
Jaguar | Subaru |
Jeep | Suzuki |
Lamborghini | Tesla |
Land Rover | Toyota |
Lexus | Volkswagen |
Linсoln | Volvo |
Позже к ним добавили Ford, Mazda и Kia.
В дальнейшем, как рассказали Autonews.ru участники рыка и представители автосалонов при личном посещении, дилеры начали ввозить по параллельному импорту и автомобили из Китая — то есть, оформляя необходимые документы и сертификаты, которые нужны для юридических лиц. При этом часть автосалонов предпочла работать по так называемому альтернативному импорту. В таких случаях, как объяснял в беседах с Autonews.ru глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков, автомобили закупают и оформляют в упрощенном порядке на физлиц — тогда оформления дорогостоящих документов не требуется. Например, в автосалонах стали появляться «серые» автомобили Voyah, Tank, ряд моделей от брендов, входящих в концерн Chery и так далее.
При этом льгота по ввозу, согласно решению правительства, должна была работать только до 1 октября 2023 года. Соответственно, с этого момента юридические лица, включая дилеров и частных перевозчиком, могут ввозить в Россию автомобили официально представленных в России брендов только как их полноправные дистрибьюторы. Например, в России появились представительства Tank и Voyah. Соответственно, если юрлицо захочет привезти эти автомобили в Россию, ему нужно разрешение от официального импортера и дополнительный пакет документов. При этом, как уточнил независимый автомобильный эксперт Сергей Бургазлиев, частные лица могут ввозить единичные экземпляры, как и раньше.
Согласно официальным данным, в России работают в том числе следующие автобренды:
Европейские, японские, корейские и американские бренды заморозили свое присутствие или же стараются не афишировать любые операции в России.
Фото: Autonews
Таким образом, согласно постановлению правительства, c 1 октября 2023 года сертификация автомобилей тех брендов, которые не прекращали официальные поставки в Россию, для эксплуатации на территории ЕАЭС и России, осуществляется в рамках технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств». То есть, упрощенный параллельный импорт для них не сработает.
Ввозить по этой схеме можно будет любые автомобили тех брендов, которые официально прекратили свою деятельность в России. Кроме того, любые электромобили и автомобили с гибридной силовой установкой всех зарубежных брендов — эта льгота будет работать до 1 февраля 2024 года. В списке гибридов, например, такие модели, как Voyah Free EVR и Voyah Dream, Chery Tiggo 8 Pro e+, а также ряд моделей от Lixiang, AITO и Skywell.
Как отразится запрет параллельного импорта на ценах
На некоторую неясность в формулировках о прекративших свою деятельность в России автобрендах указал независимый аналитик Сергей Бургазлиев. Так, он обратил внимание, что, к примеру, Toyota и BMW полностью свою деятельность в России не свернули — них есть российские юридические лица, которые работают в стране. К примеру, эти и другие бренды занимаются вопросами обслуживания, поставок запасных частей к автомобилям своих марок.
«Другое дело, что данные юридические лица не поставляют в Россию сами автомобили, но это не значит, что юридическое лицо прекратило деятельность», — отметил эксперт.
Эксперт предположил, что автодилеры продолжат ввозить любые партии автомобилей так же, как они делали и до возврата ограничений.
Фото: Autonews
«Дилеры будут работать так до тех пор, пока кто-то из компании — представителя марки (которая является уполномоченной организацией, на распоряжение товарным знаком и фирменным наименованием) не заявит свои права на распоряжение товарным знаком третьим лицом. Но только если товарный знак не находится в списке от Минпромторга для параллельного импорта — тогда производитель может запретить использовать свой товарный знак неофициальному дилеру», — рассуждает эксперт.
Что будет с ценами на автомобили после возврата ограничений
Дилеры будут отказываться от ввоза неофициальных автомобилей по схемам через юридических лиц, считают опрошенные участники рынка. При этом ввозить единичные модели на «физиков» им никто запретить не сможет. Так, директор по развитию коммерческих закупок и оптовых продаж группы «Борисхоф» Дмитрий Забель подтвердил, что с 1 октября дилерам полностью закрыты возможности поставки по параллельному импорту тех автомобилей, которых нет в списке Минпромторга. Теперь, по его словам, автомобили этих брендов будут поставлять в Россию лишь физическими лицами.
«Такое положение дел, скорее всего, повлияет на снижение средней цены на рынке за счет уменьшения количества предложений с ценой от юридических лиц. Это коснется востребованных брендов, не представленных в России официально, таких как Zeekr, Lixian, Lynk&Co и так далее», — отметил эксперт.
Говоря про изменения цен на автомобили европейских и японских марок, эксперт отметил, что зависеть они будут главным образом от курса рубля. «Если курс будет стабилен — цены будут оставаться в текущих коридорах», — отметил Забель.
Говоря об автомобилях, ввозимых официальными представительствами, от отметил, что цены на них будут корректироваться вверх по ряду причин.
«Так, не все китайские бренды полностью отыграли повышение утильсбора в своей рублевой цене. Кроме того, плавное повышение цены до конца года позволит сохранить рыночную долю и вернуть доходность для производителей. А сокращение предложения на автомобили с полным таможенным оформлением и с полным НДС создаст дефицит предложения в некоторых сегментах», — сказал участник рынка.
В случае с ввозимыми по параллельному импорту автомобилями, по словам представителя дилерского сообщества, на их стоимость в России напрямую влияет только курс рубля.
«Нужно учитывать, что рынок продолжает пополняться автомобилями, ввезенными после принятия новых ставок утиль сбора, поэтому эффект от увеличения утиля продолжит изменять среднюю рыночную цену по мере «вымывания» с рынка автомобилей, ввезенных до повышения утиля. В большей степени это коснется автомобилей с двигателями внутреннего сгорания больших объемов: внедорожники Toyota, BMW, Mercedes, Lexus и так далее», — заключил Забель.
В свою очередь, директор департамента параллельного импорта ГК АВТОДОМ и ГК АвтоСпецЦентр Владимир Желобов добавил, что на стоимость автомобилей, поставленных по параллельному импорту, основное влияние оказывают два фактора — курс валют и дополнительные налоги и сборы. По его мнению, поправки в правила ввоза автомобилей от 1 октября на стоимости не отразятся.
«В целом данная изменения нацелены сократить объемы параллельного импорта тех брендов, которые официально поставляют автомобили в Россию. В основном это автомобили из Китая. Сложившаяся ситуация ослабляет позиции китайских дистрибьюторов на российском рынке и создает ненужную конкуренцию для них, в связи с их затратами на сертификацию и развитие официального бизнеса в России. Теперь, ввоз автомобилей китайских брендов по параллельному импорту возможен только через физических лиц», — считает Желобов.
Он отметил, что на такие автомобили не распространяется гарантия от производителя, поэтому они продаются дешевле официальных. Однако смысл ввоза таких автомобилей минимизируется.
Источник: www.autonews.ru