Власти вновь собираются ввести штрафы за так называемую среднюю скорость — время прохождения того или иного участка дороги между двумя камерами. Готовятся соответствующие поправки в Кодекс административных правонарушений (КоАП), однако в МВД очень скептически относятся к данным нововведениям. Полицейские гораздо лучше чиновников знают, какова в России сейчас ситуация, и чем могут обернуться новые поборы. На дорогах всё и так уже на грани…
Нет конкретного места и времени совершения правонарушения — именно по этой банальной причине выписывать штрафы за среднюю скорость резко прекратили. Юристы подняли бучу, и власти вынуждены были признать, что облажались. Но чиновники не успокоились и предприняли попытку № 2.
Если на пальцах, то в ПДД хотят ввести понятие «средней скорости», пока в них отсутствующее. А в КоАП прописать, что появится некая «зона контроля» из цепочки камер. Она типа и будет местом совершения правонарушения.
«Методику фиксации средней скорости и вынесения на этом основании санкций опишут в трех документах, поправки к ПДД — лишь один из них. К примеру, местом совершения правонарушения будет являться зона контроля последней камеры из цепочки устройств, участвующих в фиксации. Если камера зафиксировала одновременно превышение мгновенной и средней скорости, штраф должен выноситься за какое-то одно нарушение», — вещает замдиректора департамента госполитики в области дорожного хозяйства Минтранса Антон Козлов.
Гражданин Козлов, конечно, специалист в своём политическом деле, однако мгновенно выяснилось, что если прописать всё, как он хочет, на въезде в Российскую Федерацию можно вешать плакат «Законов тут нет».
«Можно написать в кодексе, что место и время нарушения не имеют значения. Главное — отметить, что где-то когда-то вы нарушили пункт правил, и получаете за это штраф. Такое можно прописать в законе, но это будет выход за нормы юридической морали и этики. Потому, что это фактически нарушение права на защиту. Если обвинение носит не конкретный характер, а где-то там, в каком-то месте, в какое-то время вы нарушили, то это откровенный уклон в сторону монетизации штрафной системы. Такое категорически нельзя делать.
Тем более Верховный суд отмечал в постановлениях по подобным делам, что выявление средней скорости не отвечает и требованиям профилактики нарушений. Если установлено, что машина проехала с некой средней скоростью данный участок, это не означает, что она двигалась именно с этой скоростью. Она могла ехать на этом участке в два раза быстрее, потом резко снизить ее. Возможно, здесь должно быть более строгое наказание за превышение на величину не 20 километров в час, а, например, 40 километров в час. Но при вычислении средней скорости определяется лишь предположительное нарушение, а это недопустимо", — объясняет автоюрист, эксперт общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько.
За 2022 год ГИБДД выписало рекордное количество штрафов за нарушения ПДД — более 200 млн на общую сумму 137 млрд рублей. Более трети из них приходится на Москву и Подмосковье, где теперь всё утыкано камерами. Причём фиксируется малейшее нарушение, даже формальное, вроде наезда на линию разметки между рядами в одном направлении движения. Власти пополняют бюджеты, точнее, пытаются. За 2021 год число неплательщиков выросло на 10%, в 2022-м — уже на 13%.
Динамика роста неплатежей — данные судебных Федеральной службы судебных приставов (ФССП), которым отдают давно просроченные долги. И отнюдь не все, так как с рядом требований те работать отказываются.
«Мы не берём в работу долги ГИБДД по жителям ряда регионов, каких — сами догадайтесь. Равно как не работаем и с штрафами „новых россиян“, кто это такие — объяснять, думаю, тоже не стоит. У них у всех и ОСАГО нет, да и „права“, по большей части, „национальные“ — российское законодательство это допускает», — рассказывает сотрудник ФССП Сергей (имя изменено).
Какова реальная задолженность по штрафам ГИБДД, никто не знает, ровно как неизвестна и фактическая динамика роста просроченной задолженности. Цифры, как несложно догадаться, совершенно секретные, так как их обнародование может стать очень сильным раздражающим фактором. По типу «все не платят — я тоже не буду».
«Ежегодный рост выносимых постановлений — абсолютно нездоровая история. Сохраняется и проблема с камерами, установленными в местах необоснованных ограничений скорости или в местах с организацией движения, из-за которой водители путаются и нарушают случайно», — говорит координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
При этом запрет регистрационных действий при невыплате штрафов на ТС никого уже не пугает, функционирует целый рынок подобных машин. Их так и продают — со штрафами. Зато недорого. Достаточно зайти на «Авито», auto.ru или иной подобный ресурс — самые дешёвые варианты авто на ходу (то есть не битые) именно такие. В ПТС там вписаны те, с кого ФССП взять нечего. А особенно ценятся машины «мёртвых душ», на таком аппарате можно и вовсе творить всё, что угодно.
Увеличился и процент авто без номеров, в столичном регионе таковых немного, но достаточно отъехать на 200−250 километров от МКАД, и нужно смотреть в оба. В противном случае возможен инцидент с «неустановленным транспортным средством без государственных регистрационных знаков, скрывшимся с места ДТП» (цитата из реального протокола ГИБДД).
Собственно, в МВД всё это прекрасно известно, именно поэтому и отношение к инициативе Минтранса настолько отрицательное. Кстати, в последнее время — около года, а то и более — экипажи ДПС стали на удивление вежливы и предупредительны. А в последнее время вообще просто душки и зайки. На фоне новостей об участившихся перестрелках между водителями тут нет ничего удивительного.
Иными словами, ГИБДД против наполнения бюджетов за счёт новых штрафов. Ибо это чревато. Тем более, что с поборами на дорогах уже творится сущий беспредел. Так, водители-дальнобойщики жалуются на непомерные штрафы, выписанные на пустом месте. Типа «по ошибке» пустым фурам выкатывают сотни тысяч рублей за перегруз или за нарушение габаритов. И потом доказывай, что ты не верблюд.
Но порой штрафуют и не по ошибке — как это было в середине 90-х, когда недавно созданная РФ балансировала на грани развала на «удельные княжества», регионы снова устанавливают собственные правила проезда. Пока только для грузовиков, но именно что пока… Транспортники жалуются, чиновники отбрёхиваются.
«Каждый орган власти, который владеет автомобильной дорогой, вправе ввести временное ограничение. Под эти ограничения попадают некоторые виды товаров, которые можно было перевозить при прежних допустимых нагрузках, в частности к ним относятся продукты питания, животные. Информацию об этих ограничениях, исключениях, размещают на официальных сайтах органов власти, которые их и вводят. За месяц до введения ограничений на их официальном сайте появилась эта информация.
Что касается данных на некоторых ресурсах, в частности на «Госуслугах», в личных кабинетах, что штраф не отменили, это зависит от служб, сопровождающих работу этих сайтов. Каждый может написать обращение, мы будем его рассматривать и просить техподдержку удалить эту информацию", — говорит исполняющий обязанности начальника Управления государственного автомобильного и дорожного надзора Ространснадзора Ярослав Асташов.
Обращения рассматриваются месяцами, и сроки обжалования штрафов истекают. Но тут хотя бы есть теоретический шанс что-то отменить. А в случае со «средней скоростью» его нет в принципе. По сути, чиновники планируют ещё один дорожный налог. Будем надеяться, что ГИБДД их остановит.