Мы продолжаем серию статей об амортизаторах. В этой статье мы рассмотрим устройство и принцип работы амортизатора, а так же какие виды амортизаторов существуют.

Общее устройство амортизатора

Независиgazomasljanyj_amortizatorмо от вида и конструкции любой амортизатор состоит из нескольких основных узлов:

  • внешний корпус с креплением;
  • цилиндр амортизатора;
  • шток амортизатора, на котором имеется крепление;
  • механизм поршневого клапана;
  • механизм донного клапана,
  • уплотнительные элементы (сальники)

Главным элементом любого амортизатора легкового автомобиля является рабочий цилиндр, который собран в корпусе с элементами крепления к кузову (ушки, шток с резьбой). Этот цилиндр заполняется гидравлической жидкостью, смесью жидкости и газа или только газа. Так же в этом цилиндре имеется поршень, присоединенный к штоку. Поршень устроен таким образом, что на нем имеются перепускные клапаны сжатия и отдачи и уплотнительные кольца. Вся эта конструкция позволяет при сжатии жидкости в цилиндре амортизатора за счет движения поршня, пропускать (прокачивать) ее в свободную полость цилиндра. Обычно крепление амортизатора к кузову автомобиля производится штоком (ухом, прикрепленным к штоку), а к подвеске — цилиндром (ухом, прикрепленным к цилиндру). Для более удобного крепления на концах амортизаторов выполняют специальный крепеж — опоры. Шток амортизатора – важнейшая деталь амортизатора. Его наружная поверхность выполнена из отполированного хромового покрытия. Чтобы защитить детали амортизатора от повреждения (прежде всего его шток) на шток амортизатора сверху устанавливают защитный кожух — пыльник. Для защиты жидкости от вытекания наружу в верхней его части устанавливается сальник с направляющей втулкой. Эти составные элементы имеются, как у самого простого гидравлического амортизатора, так и у более сложных. Амортизаторы могут отличаться друг от друга наличием дополнительных деталей, но основные элементы и принцип работы у всех одинаковый.

Виды амортизаторов и их устройство

В зависимости от конструкции устройство амортизаторов может отличатся. По конструктивной особенности  амортизаторы бывают одно- и двухтрубные.

dvuhtrubniy-amortizatorДвухтрубные амортизаторы

До недавнего времени двухтрубная конструкция амортизаторов преобладала на рынке. У такого амортизатора кроме цилиндра (трубы), поршня и штока, имеется еще один цилиндр — он состоит из колбы с гидравлической жидкостью и поршнем. В процессе работы при давлении на поршень сверху поршень сжимает жидкость, и она через клапан, который расположен внизу этой колбы перетекает во внешний цилиндр. Во внешнем цилиндре создается дополнительное сжатие воздуха из-за поступления жидкости. Если амортизатор работает «на отбой» (разрыв) — это когда поршень во внутренней колбе поднимается в верх, открываются клапана на самом поршне и жидкость из внешнего цилиндра поступает во внутреннюю  колбу. Эта конструкция имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, за счет того, что перетекание гидравлической жидкости одной колбы в другую происходит по разным клапанам при высоком давлении воздуха в верхней части амортизатора возникает явление аэрации — смешение жидкости с воздухом. Этот фактор существенно снижает ее свойства. Во-вторых, т.к. имеется двойной корпус амортизатор хуже охлаждаются, а это негативно отражается на их эффективности и работоспособности. В-третьих, амортизаторы такой конструкции не могут устанавливаться штоком вниз потому, что они будут неправильно работать, а возможно не будут работать вовсе.

Однотрубные амортизаторы

odnotrubniy-gidroamortizator

В однотрубных амортизаторах присутствует только один цилиндр, поэтому процесс перетекания гидравлического масла происходит при помощи встроенных непосредственно на поршне клапанов. Такая система называется De Carbon. Если в амортизатор коме жидкости заполнен еще газом, то он, естественно (по законам физики), находится в верхней части корпуса амортизатора и отделен от масла дополнительным свободно плавающим поршнем. Так как эти амортизаторы не имеют снизу клапанов сжатия, поршень пришлось сконструировать в виде достаточно сложного механизма: в поршень встроены клапана сжатия и клапанами отбоя. Бывает, что дополнительно на поршне еще протачиваются спецыальные канавки и сверлятся специальные отверстия. Эти амортизаторы имеют более хорошее охлаждение, поэтому эффективнее стабилизируют положение автомобиля на дороге. В связи с тем, что используется один цилиндр, при одинаковых габаритных размерах в однотрубном амортизаторе объем больше, чемв двухтрубном, что несомненно является плюсом. Установка дополнительного поршня между маслом и газом позволяет такие амортизаторы устанавливать штоком не только вверх но и вниз.
Существуют более развитые варианты таких амортизаторов. У таким амортизаторов в каналы, по которым движется масло из дополнительных камер в цилиндр амортизатора, устанавливаются специальные клапаны сжатия, функционально похожие на клапаны в двухтрубных амортизаторах. Данная конструкция позволяет в разы повышать эффективность работы амортизаторов. Помимо этого становится доступным дополнительный набор настроек для таких амортизаторов — режимов их работы. Число таких режимов может достигать 10 штук. Благодаря этому можно менять жесткость, длину рабочего хода штока, скорость перемещения поршня и т.д.

Наряду с достоинствами имеется и ряд недостатков:
Первый и самый главный – они сильнее подвержены механическим повреждениям. Достаточно даже небольшой вмятины на корпусе в результате чего амортизатор перестанет работать и его придется заменить. К следующему недостатку можно отнести высокую скорость теплообмена. Однотрубные амортизаторы гораздо сильнее подвержены влиянию температуры окружающей среды на характеристики их работы. При повышении температуры давление воздуха увеличивается за счет нагрева, и поэтому подвеска станет работает жестче. При понижении температуры все будет происходить наоборот. Для борьбы с этим фактом производители стали выносить дополнительную газовую и гидравлическую камеру за пределы цилиндра амортизатора. Это позволило исключить зависимость работы амортизатора от температуры окружающего воздуха, а так же за счет этого увеличился объем газа и жидкости в амортизаторе не меняя размеров цилиндра. Выносная камера позволила в дополнение значительно увеличить рабочий ход штока амортизатора.

Гидравлические амортизаторы

Помимо отличий амортизаторов конструкцией, внешним видом, вариантами крепления и установки амортизаторы еще отличаются по типу наполнения – рабочей жидкостью. Долгое время наиболее распространенными были амортизаторы гидравлические, которые были наполнены специальным маслом. Но теперь производители предпочитают выпускать газо-гидравлические (газо-масляные) амортизаторы. В них кроме масла закачивают под высоким давлением газ (от 4 до 20 атм). Наряду с описанными бывают еще амортизаторы, внутрь которых закачан только газ.  Давление газа в таких амортизаторах достигает до 60 атм. Но они встречаются гораздо реже.

Устройство газо-гидравлических амортизаторов

По конструкции такие амортизаторы практически полностью совпадают с обычными гидравлическими. Исключение составляет только то,  того, что на газо-гидравлических амортизаторах устанавливаются специальные прокладки и сальники, способные удерживать газ под высоким давлением внутри амортизатора. Чаще всего вместо воздуха в этих амортизаторах используется инертный газ. Самым распространенным их представителем является азот. Чем больше диаметр амортизатора, тем меньше в нем давление газа. На давление газа так же может влиять место расположения амортизатора.

Особенности конструкции амортизаторных стоек

Некоторые амортизаторы могут устанавливаться на автомобиле отдельно от пружин, пример, на классике ВАЗ, Волге. А некоторые из них устанавливаются вместе с пружиной. Такая конструкция получила название амортизаторной стойки. Она представляет собой амортизатор и пружину соединенные между собой специальным креплением в единую конструкцию. И в таком собранном виде амортизаторная стойка устанавливается на автомобиль. В зависимости от конструкции автомобиля, пружина на амортизаторной стойке может нести как дополнительную, так и основную функцию. Существуют варианты, когда амортизаторные стойки имеют специальную гайку предназначенную для легко изменения высоты стойки, а значит и клиренса автомобиля в целом.

Заключение!

Исходя из всего написанного выше я рекомендую Вам в первую очередь не гнаться за рекламой или брендом компании производителя, а определиться каким характеристикам должна соответсвовать подвеска вашего автомобиля. Быть жесткой и острой, которая используется для спортивного и динамичного вождения или наоборот — мягкой и валкой для спокойного и плавного движения. Причем она должна обязательно соответствовать классу Вашего автомобиля. Поэтому выбор амортизатора — это поиск Вами баланса между комфортом и точностью управления автомобилем.

И не забывайте еще один не маловажный момент: при выходе из строя одного амортизатора, необходимо производить замену либо ремонт или восстановление, обоих амортизаторов на одной оси. Ремонт амортизаторов производится, но современные амортизаторы в основе своей производятся неразборными. Но при этом наш сервис имеет уникальную технологию безразборного метода восстановления амортизаторных стоек. Прежде чем заняться таким видом работ мы внимательно изучили все материалы об амортизаторах. А для Вас в этой статье мы вкратце описали устройства амортизаторов всего лишь для информации.

Уважаемый читатель! Нам будет интересно если Вы оставите свой отзыв к в этой статье, в который напишете с чем Вы согласны, а с чем нет. Если у Вас возникли дополнительные вопросы Вы их так же можете задать в комментариях к статье — наши специалисты с удовольствием ответят на них.
Если Вы хотите получать, самые последние новости с нашего сайта, то подпишитесь на нашу рассылку, а также было бы очень здорово, если бы Вы поделились понравившимися Вам статьями с Вашими друзьями через социальную сеть.

Так же по этой теме: